ЗПР: признаки
- дети плохо усваивают и запоминают информацию, медленно соображают, невнимательны;
- плохо понимают обращенную к ним речь, и не могут выразить свои желания с помощью речи. В целом, часто развитие речи у детей с ЗПР не соответствует возрасту, в этом случае говорят уже о задержке психического и речевого развития (ЗПРР);
- мало интересуются окружающим миром — не задают вопросов, не рассматривают предметы, игры однообразны и не имеют сюжета;
- не умеют взаимодействовать (играть и общаться) с другими детьми, часто избегают контакта.
Почему нужно корректировать ЗПР и ЗПРР?
Если отставание в психическом и речевом развитии вовремя не скорректировать, с ростом ребенка его психика все больше будет отставать от нормы. Это не только создаст ребенку проблемы при обучении и общении с ровесниками, но и серьезно ограничит возможность реализоваться во взрослой жизни.

Развитие психических процессов происходит у детей по-разному. Однако, чем раньше начата коррекция, тем больше вероятность того, что ребенок сможет «догнать» свой возраст, развиваться наравне со сверстниками и учиться в обычной школе.
Наиболее эффективной является помощь в раннем возрасте (2-3 года). ЗПР и ЗПРР являются теми состояниями, при которых необходима помощь специалистов, чтобы компенсировать отставание в развитии.
Работа психолога с ребенком с диагнозом ЗПР или ЗПРР может заключаться:
— психодиагностика по результатам которой определяются нарушения в развитии, их степень и направления работы с ними;
— консультации и занятия с детским психологом, которые направленно работают с теми сферами, где наблюдается отставание, будь то эмоциональное или интеллектуальное развитие ребенка.